• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые решения для регионов

В 54 регионах России университет реализовал свыше 150 проектов

7 рейтингов регионального развития

Выполнены 64 исследования в интересах регионов

Эксперты ВШЭ дали рекомендации по повышению эффективности бюджетных расходов ХМАО

22 июня 2012 г. в Ханты-Мансийске заместитель директора Центра поддержки региональных инициатив НИУ ВШЭ Сергей Некрасов выступил с докладом "Повышение эффективности бюджетных расходов - необходимое условие стратегического развития региона".

                                                                           

22 июня 2012 г. в Ханты-Мансийске заместитель директора Центра поддержки региональных инициатив НИУ ВШЭ Сергей Некрасов выступил с докладом "Повышение эффективности бюджетных расходов - необходимое условие стратегического развития региона". Доклад был озвучен в Доме Правительства ХМАО-Югры на расширенном заседании «Современное состояние и перспективы развития финансового сектора экономики Югры, бюджетная и долговая политики, планы приватизации» с участием органов исполнительной власти, депутатов Думы автономного округа, членов Общественной палаты Югры, специалистов отрасли, представителей общественных организаций.

 

Напомним, что НИУ ВШЭ осуществляет экспертное сопровождение доработки проекта Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020 г. и на период 2030 г., разработанного ОАО «Сибирский научно-аналитический центр», а также доработку ряда разделов итогового документа. Важные предложения экспертов ВШЭ – формирование сценария инновационного развития Югры на долгосрочную перспективу и детальная разработка темы развития человеческого капитала.

 

Как отметил в докладе Сергей Некрасов, рост доходов бюджета ХМАО - Югры с 2000 по 2012 г. составил 53 до 156 млрд. рублей, за вычетом инфляции реальный рост доходов составил 20-25%. Это значительно ниже темпов роста доходов федерального бюджета и бюджетов большинства субъектов. Последнее связано как с перераспределением доходов в пользу федерального центра, так и с более быстрым развитием экономик основной массы субъектов, которое опиралось на нефтегазовую отрасль как на основной драйвер роста. В ближайшие годы значительных темпов роста доходов ждать не приходится; помимо этого, необходимо учитывать возможность возникновения дополнительных расходов в связи с изменением полномочий субъектов и межбюджетных отношений (например, в ходе реализации указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012). В этих важную роль должны сыграть меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

Одним из важных инструментов обеспечения устойчивости бюджетной системы субъектов РФ является формирование Резервного фонда субъекта. В Югре данная работа ведется: Резервный фонд сформирован в составе бюджета округа в размере 11 млрд. рублей. При этом важно определить принципы и подходы к формированию фонда и определению приоритетных направлений расходования средств, согласованные с принципами долговой политики округа. Государственный долг ХМАО, отметим, составляет 5,9 млрд. рублей, при этом проводится планомерная работа по его погашению. Эксперты, участвующие в работе над проектом, в этих условиях полагают, что средства резервного фонда не должны быть предназначены для реализации социальных обязательств, и следует избежать завышения доли текущих расходов на социальную сферу. Целесообразно определить первоочередные задачи в рамках стратегии округа, на которые будут направляться средства фонда – например, инвестиции в инфраструктуру или социальную сферу для ее модернизации. Резервный фонд при сохранении государственных заимствований будет представлять собой инструмент для временного резервирования финансовых средств, предназначенных для осуществления приоритетных инвестиционных расходов, на период до окончательного определения и детализации задач в рамках установленных приоритетных направлений. После погашения существующего долга Резервный фонд может использоваться для резервирования средств на более длительный период.

 

Необходима также ревизия расходных обязательств с проведением комплексного анализа эффективности и результативности расходов. Основные инструменты для этого - переход округа на программный бюджет, в котором основная часть расходов должна быть увязана с конкретными задачами и ожидаемыми результатами государственной политики, и внедрение новых организационно-экономических форм предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в рамках реализации федерального закона № 83-ФЗ, реструктуризации сети учреждений, включения негосударственных организаций в процесс предоставления государственных и муниципальных услуг, формирование территориально распределенных моделей оказания услуг.

 

Еще одним важным направлением повышения эффективности расходов может стать совершенствование межбюджетных отношений. Основные направления - это предоставление стимулирующих трансфертов, направленных на интеграцию "сильных" муниципалитетов в процесс реализации стратегии, и формирование дифференцированной модели оказания муниципальных услуг и предоставления финансовой поддержки в зависимости от уровня экономического развития муниципальных образований.

 

Ключевые рекомендации НИУ ВШЭ таковы:

1) переход на программный бюджет не может быть формальным, он должен сопровождаться анализом и пониманием эффективности, результативности всех существующих расходов;

2) политики управления Резервным фондом автономного округа, государственным долгом, налоговыми льготами целесообразно формулировать в виде официальных документов и контролировать достижение заявленных в них целей;

3) для обеспечения эффективности бюджетных расходов необходимо повышать открытость бюджетного процесса, обеспечивая обсуждение актуальных вопросов с участием экспертного сообщества, общественных советов и палат, а также, возможно, в новом формате открытого правительства.

 

Доклад получил положительную оценку заместителя Губернатора ХМАО - Югры, директора департамента финансов ХМАО - Югры В.А.Дюдиной, первого заместителя директора департамента экономического развития ХМАО - Югры В.С.Дудниченко, участников заседания.

 

По материалам доклада С.В. Некрасова