Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»
С 15 апреля по 15 июня в НИУ ВШЭ проходил первый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». В нем приняли участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными подразделениями региональных образовательных организаций высшего образования. По итогам конкурсная комиссия предложила ректору НИУ ВШЭ рассмотреть в качестве победителей конкурса 14 проектов.
Конкурс «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ» вызвал широкий интерес среди российских региональных вузов. Организаторы получили запросы от 36 университетов, готовых к проведению совместных научных исследований с подразделениями НИУ ВШЭ.
Конкурс призван развить внутрироссийские научные коллаборации, повысить эффективность сотрудничества в исследовательской и образовательной сферах и оказать поддержку совместным научным проектам, реализуемым научными (научно-исследовательскими) структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с научными подразделениями региональных образовательных организаций высшего образования. Всего было получено 33 заявки.
От Калининграда до Дальнего Востока, от Архангельска до Владикавказа, от Сургута до Уфы, от Тюмени до Ставрополя – география научных подразделений-партнеров Вышки.
Инициативу конкурса поддержали многие подразделения университета – участие приняли международные лаборатории, научные подразделения факультета социальных наук, факультета гуманитарных наук, факультета компьютерных наук, факультета экономических наук, факультета права, МИЭМ, представили кампусов Перми и Санкт-Петербурга. Больше трети заявок было подготовлено международными лабораториями НИУ ВШЭ. Отбор заявок проходил в несколько этапов.
Победителями конкурса стали следующие проекты
1. Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities (НУЛ междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ – Пермь и НИЦ социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта).
2. Разработка технологий интерактивного мониторинга и стимуляции биоэлектрической активности коры головного мозга для решения задач персонифицированного выбора метода и способа двигательной реабилитации с учетом объективного контроля индивидуальных особенностей нейропластичности коры головного мозга (Центр биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Отдел нейроинтерфейсов и прикладной нейрофизиологии Института инновационного развития Самарского государственного медицинского университета).
3. Научение и нейрокогнитивные способности у детей школьного возраста: лонгитюдное исследование (НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ и НОЦ междисциплинарных исследований и арттехнологий Ульяновского государственного университета).
4. Ценности и межкультурные отношения в контексте транзитивного общества: кросс-региональный анализ (Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ и Лаборатория социокультурных исследований Кубанского государственного технического университета).
5. Разработка и валидация in vitro модели для оценки токсичности и проницаемости лекарственных препаратов через барьерную ткань тонкого кишечника в реальном времени (Международная лаборатория микрофизиологических систем Факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ и Лаборатория микрофизиологических систем департамента фундаментальной медицины школы биомедицины Дальневосточного федерального университета).
6. Интеллектуальный анализ данных в медицинских информационных системах (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН НИУ ВШЭ и НОЦ Политехнического института Сургутского государственного университета).
7. Институты и предпочтения в экономическом поведении (Международная лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ и Научно-исследовательская лаборатория моделирования социально-экономических процессов ШЭМ Дальневосточного федерального университета).
8. Квантовые эффекты в низкоразмерных гибридных наноструктурах (НУЛ квантовой наноэлектроники МИЭМ НИУ ВШЭ и Лаборатория «Наноэлектроника перспективных материалов» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы).
9. Региональные рынки труда: выпускники, предприятия, тренды, институты (НУЛ исследований рынка труда НИУ ВШЭ и Научно-учебная лаборатория исследований рынка труда Тюменского государственного университета).
10. Индустриальная эволюция лесной отрасли в старопромышленных регионах на примере Урала во второй половине XX в. (Лаборатория экологической и технологической истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центр экономической истории России историко-филологического факультета Челябинского государственного университета).
11. Университет и система управления регионом как факторы социально-экономического развития (на примере Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Новгородской области) (Институт анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ и Центр стратегического анализа и прогнозирования социально-экономического развития территорий Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого).
12. Социальная история Второй мировой войны на Севере (Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и её последствий НИУ ВШЭ и Лаборатория истории и социологии Второй мировой войны в Арктике Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова).
13. Поздне/Пост советское: ценности, практики, акторы (Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ и Центр «Человек, природа, технологии» Тюменского государственного университета).
14. Модели развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий России (Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ и Международная лаборатория «Региональные проблемы развития энергетики» Иркутского национального исследовательского технического университета).
Поздравляем коллег и желаем им удачи в реализации совместных научных проектов!
По условиям конкурса, победителям предстоит подписать соглашения о научном сотрудничестве. Реализация проектов начнется с 3 августа 2020 года.