В НИУ ВШЭ состоялось обсуждение роли ВУЗов как think tank регионов
В НИУ ВШЭ состоялось обсуждение роли ВУЗов как think tank регионов в рамках проекта «Формирование и масштабирование практики реализации «Третьей миссии университета», осуществляемого при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.
Организаторами мероприятия выступили Центр инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ совместно с направлением взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ.
В обсуждении роли вузов как think tank регионов приняли участие представители направления «Сетевое развитие» Агентства стратегических инициатив (АСИ), а также 14 университетов, включая:
В ходе мероприятия директор по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ Наталья Рязанцева представила результаты проведенного исследования «ВУЗы как think tank», включая:
- мировой опыт деятельности think tank на базе университетов;
- анализ российского опыта в направлении работы университетов как «мозговых центров»;
- практики НИУ «Высшая школа экономики» в качестве think tank регионов;
- проблемы создания think tank регионов на базе университетов, исследование барьеров и возможных механизмов их преодоления;
- предложения подходов по формированию «мозговых центров» на базе университетов.
Среди инициатив также рассматривался проект «Университетская фабрика идей и проектов», нацеленный на формирование think tank российских регионов на основе сетевого партнерства университетов в формате консорциума, объединяющего интеллектуальный потенциал междисциплинарных университетских экспертных групп и молодежных команд (разработан в рамках Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» в составе рабочей группы, включающей: НИУ ВШЭ, КФУ, УрФУ им. первого президента Б.Н. Ельцина, НИ ТГУ, СКФУ, ДВФУ, БФУ им. И. Канта).
Участникам дискуссии также была презентована стажировка «Университеты как think tank регионов», реализуемая в рамках программы НИУ ВШЭ «Университетское партнерство». Целью стажировки является трансляция методологии развития университетов как think tank регионов и макрорегионов, а также формирование у университетских команд компетенций приложения лучших практик трансформации университетов в think tank регионов.
В ходе прошедших стажировок участники из 9 университетов (КФУ, УрФУ им. первого президента Б.Н. Ельцина, НИ ТГУ, СКФУ, ДВФУ, БФУ им. И. Канта, ИРНИТУ, СмолГУ, ТГУ имени Г.Р. Державина) отработали вопросы, связанные с методологией развития университетов как think tank регионов и макрорегионов, включая:
- барьеры и механизмы создания think tank регионов на базе университетов;
- практики трансформации университетов в think tank регионов;
- кейсы участия НИУ ВШЭ в социально-экономическом развитии регионов и др.
Практикой своего университета с участниками поделилась Елена Исаева, доцент кафедры социального и семейного законодательства, директор «Ресурсного центра поддержки НКО и гражданских инициатив» ЯрГу. Она рассказала об опыте создания единого реестра экспертов и о Центре экспертизы законотворческих инициатив на базе ВУЗа, а также о работе по составлению доклада о состоянии гражданского общества в Ярославской области.
Александр Чернов, директор Гуманитарного института ЧГУ, поделился аспектами деятельности созданного в Череповце на базе вуза Ресурсного учебно-методического центра Северо-западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он также рассказал о работе ВУЗа в рамках соглашения с АСИ – создании Центра поддержки региональных проектов (по модели «Социополис 35») и открытии Точка кипения ЧГУ.
По итогам прошедшей дискуссии выработан ряд предложений в продолжение работы в сфере развития университетских think tank:
1. Развитие практики прикладного проектного обучения в качестве предпосылки для расширения масштабов аналитической деятельности университетов в партнерстве с бизнесом, НКО, органами исполнительной власти и местного самоуправления;
2. Формирование библиотеки лучших практик деятельности университетов в качестве think tank, доступных для широкой аудитории.;
3. Подготовка предложений для Минобрнауки России по организационной настройке создания на базе вузов think tank регионов.
4. Подготовка предложений по использованию потенциала вузов, как аналитических центров для различных групп акторов, включая: федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; государственные корпорации и промышленные компании; институты развития и др.