Региональные инициативы обеспечения социально-экономической стабильности в условиях пандемии COVID-19: меры поддержки бизнеса и обеспечения занятости населения
Региональные инициативы обеспечения социально-экономической стабильности в условиях пандемии COVID-19: меры поддержки бизнеса и обеспечения занятости населения
НИУ ВШЭ анализирует решения восстановления социально-экономической стабильности в регионах в ответ на ограничения и вызовы, возникшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции
Региональные инициативы обеспечения социально-экономической стабильности в условиях пандемии COVID-19: меры поддержки бизнеса и обеспечения занятости населения
Кейсы поддержки социально-экономической стабильности в регионах в условиях пандемии COVID-19: потенциал тиражирования успешных практик в условиях новых вызовов
В период распространения коронавирусной инфекции и, как следствие, введения режима самоизоляции и социального дистанцирования во всех субъектах Российской Федерации, региональный бизнес сталкивается с новыми вызовами. Сложность адаптации к «новым реалиям», наряду с иными факторами, заключается в невозможности быстрого переформатирования производственных цепочек, бизнес-процессов, а также цепочек формирования добавленной стоимости.
Согласно данным, полученным в ходе опроса представителей малого и среднего бизнеса в период пандемии COVID-19, проведенном Агентством стратегических инициатив в рамках реализации проекта «Смартека», последствия пандемии оказали влияние более, чем на 80% опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства из различных субъектов Российской Федерации. Свыше трети респондентов заявляют о падении выручки в марте 2020 года более, чем на 80% относительно аналогичного периода 2020 года. Свыше половины организаций малого и среднего бизнеса приостановили свою деятельность. При этом пятая часть всех опрошенных предпринимателей отмечает тот факт, что они были вынуждены сократить или отправить в неоплачиваемый отпуск основную часть штатных сотрудников.
Наиболее пострадавшими являются учреждения общественного питания, гостиничный бизнес и другие учреждения туристической отрасли, организации, предоставляющие бытовые услуги (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), организации, осуществляющие пассажирские перевозки, а также предприятия розничной и оптовой торговли (преимущественно непродовольственными товарами).
Учитывая важность вопросов поддержания стабильности в социальной и экономической сферах, поддержки предпринимательства и сохранения занятости населения, в субъектах Российской Федерации дополнительно к федеральным мерам принимаются региональные пакеты поддержки.
Среди мер поддержки бизнеса, введенных региональными органами исполнительной власти, выделяются следующие категории:
- налоговые льготы;
- льготы по аренде региональной и муниципальной собственности;
- кредитная поддержка;
- прямая финансовая поддержка бизнеса;
- поддержка занятости населения;
- снижение контрольно-надзорной нагрузки.
Статья вышла в составе второго выпуска Аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире
Налоговые льготы
Для снижения налогового бремени предпринимателей в период пандемии региональными властями принимаются следующие меры:
- снижение (до 2 раз), отсрочка выплат по налогу на имущество организаций;
- предоставление льгот по уплате земельного налога;
- отсрочка, снижение ставки по транспортному налогу, а также освобождение от уплаты авансовых платежей;
- снижение налоговых ставок для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения (в большинстве регионов
до 5-7% по схеме «доходы минус расходы», 1-3% по схеме «доходы») или являющихся плательщиками ЕНВД; - уменьшение потенциально возможного дохода для пользователей патентной системы налогообложения.
Наиболее значимые комплексные решения в данном направлении приняты в таких регионах, как г. Санкт-Петербург, Ростовская область, Республика Башкортостан, Челябинская область, Нижегородская область, Самарская область, Пермский край, Приморский край, Тюменская область, Оренбургская область, Омская область, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия), Камчатский край.
Льготы по аренде региональной и муниципальной собственности
Большинством регионов в качестве мер поддержки бизнеса, введены льготы по аренде регионального и муниципального имущества. Среди подходов к решению проблем арендаторов, приостановивших свою деятельность на период ограничений, можно выделить:
- отсрочку уплаты арендных платежей;
- снижение размера платы арендных платежей;
- освобождение от уплаты арендных платежей.
Пакеты данных решений наиболее релевантны в таких регионах, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ростовская область, Волгоградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская область, Республика Бурятия, г. Севастополь и др.
Кредитная поддержка
Региональными властями большинства субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении поддержки со стороны региональных фондов поддержки бизнеса и микрокредитных компаний, а также об их докапитализации. Это необходимая мера для расширения возможностей субъектов МСП по получению льготных кредитов на выплату заработной платы, устранения кассовых разрывов и покрытия операционных расходов. Наибольшее распространение получили такие меры, как:
- рефинансирование и реструктуризация ранее выданных микрозаймов;
- предоставление отсрочек по ранее выданным микрозаймам;
- введение специальных микрофинансовых займов.
Прямая финансовая поддержка бизнеса
В силу ограниченности бюджетных ресурсов большинство регионов не в состоянии оказывать прямую финансовую поддержку бизнесу. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации приняты решения
о направлении субсидий организациям МСП, в том числе с целью сохранения рабочих мест.
Среди таких мер выделяются:
- возмещение затрат на продвижение товаров и услуг на интернет-площадках;
- компенсация затрат, связанных с экспортом продукции;
- возмещение части затрат на приобретение оборудования;
- субсидии организациям сферы АПК, туристической и транспортной отраслей (регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на городских и межмуниципальных маршрутах);
- возмещение затрат по договорам лизинга, паушальным взносам, роялти и др.
Наиболее значимые меры поддержки в данном направлении оказываются в г. Москва, Нижегородской области, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе.
Поддержка занятости населения
В нынешней ситуации, когда наблюдается не только падение спроса на производимые товары и услуги, но и «шок» предложения, поддержка рабочих мест и работодателей является приоритетной задачей.
Несмотря на тот факт, что большинство мер поддержки бизнеса так или иначе направлены на сохранение рабочих мест, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в ряде регионов введены специальные меры по сохранению существующих рабочих мест, а также по поддержке занятости граждан, потерявших работу во время распространения новой коронавирусной инфекции.
Снижение контрольно-надзорной нагрузки
В целях снижения нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса в период пандемии COVID-19 многими субъектами Российской Федерации приняты решения о приостановлении проведения текущих и назначения новых выездных проверок субъектов МСП региональными контрольно-надзорными органами.
Заключение
Несмотря на общую схожесть предлагаемых региональными правительствами решений, отмечается разная степень активности регионов, а также значительные разрывы в комплексности принимаемых мер.
Характер принимаемых мер поддержки во многом зависит от специфики конкретного региона, но в большинстве субъектов Российской Федерации основной акцент сделан на поддержку бизнеса и отраслей экономики, в то время как решения, направленные на обеспечение занятости населения, реализованы в ограниченном количестве территорий. Одновременно с этим, существующий дефицит горизонтальных коммуникаций между регионами сдерживает распространение передового опыта и выработку новых решений.
Кроме того, важным является тот факт, что около 60% опрошенных предпринимателей заявили о сложностях с получением поддержки, обусловленными отсутствием достаточной информации о необходимых действиях, а также возникшими в процессе оформления проблемами, что указывает на необходимость расширения информационной поддержки организациями региональной инфраструктуры поддержки МСП, а также на необходимость упрощения процедур получения поддержки. Вместе с тем, данные опроса предпринимателей показывают, что практически пятая часть (18%) действующих организаций малого и среднего бизнеса не может воспользоваться предложенными мерами, т.к. перечень не включает необходимых им решений.
В то же время, регионами продолжается работа по принятию новых мер поддержки, а в отдельных субъектах Российской Федерации имеются уникальные не финансово емкие решения, которые следует тиражировать.
Негативные изменения существующей социально-экономической ситуации, обусловленные пандемией COVID-19, невозможно будет преодолеть быстро, последствия будут видны на продолжительном временном отрезке, а испытанию будут подвергнуты все институты. В этой ситуации особенно важно опереться не только на моментные (быстрые) решения, направленные на обеспечение текущей социально-экономической стабильности, но также выйти за рамки удовлетворения неотложных потребностей и настроить в субъектах Российской Федерации реализацию долгосрочной политики энергичного и устойчивого восстановления экономики с учетом новых вызовов.
Москва, Покровский бульвар, 11
+7 (495) 772-95-90 *27400