Новые решения для регионов

В 54 регионах России университет реализовал свыше 230 проектов

7 рейтингов регионального развития

Выполнены 64 исследования в интересах регионов

Кейсы поддержки социально-экономической стабильности в регионах в условиях пандемии COVID-19: потенциал тиражирования успешных практик в условиях новых вызовов

Пандемия COVID-19

Кейсы поддержки социально-экономической стабильности в регионах в условиях пандемии COVID-19: потенциал тиражирования успешных практик в условиях новых вызовов

Социально-экономические изменения, вызванные пандемией COVID-19, являются существенным вызовом для системы  государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ситуации, когда традиционные подходы к управлению стали маловалидны, региональные органы власти были вынуждены незамедлительно принимать решения по изменению существующих подходов поддержки бизнеса и занятости населения, вводить новые меры обеспечения социальной и экономической стабильности.

Анализ принятых мер показал, что региональные инициативы в условиях пандемии COVID-19 носят в большей части универсальный характер и направлены на предоставление льгот по аренде региональной и муниципальной собственности, региональных налоговых льгот, снижение кредитной нагрузки на бизнес, поддержку занятости населения и снижение контрольно-надзорной нагрузки.

В то же время среди введенных региональными органами исполнительной власти мер поддержки бизнеса и обеспечения занятости населения встречаются решения и практики, использующие принципиально новые управленческие подходы, которые могут применяться как в период восстановления, так и в условиях ответа на новые вызовы. 

Региональные кейсы поддержки восстановления бизнеса и рынка труда

Проведенный анализ принятых управленческих решений поддержки социально-экономической стабильности в условиях пандемии COVID-19 показывает, что в субъектах Российской Федерации, помимо традиционных мер, реализуются практики, имеющие потенциал тиражирования и способные закрепиться в секторе государственного управления. 

Новые вызовы актуализировали необходимость перезагрузки сложившихся институтов управления. В сложившейся ситуации принципиально важно осуществлять поиск новых управленческих подходов, поддержать частную инициативу и обеспечить возможности не только для восстановления экономики, но и ускоренного развития. Возможным же путем достижения наилучших результатов социально-экономического развития регионов является использование механизмов и инструментов гибкого государственного управления, ориентированного на результат. 

Одним из них в государственном секторе является проектное управление, широко применяемое во многих странах мира, в том числе и в России. В то же время, несмотря на широкое использование проектного управления как в бизнесе, так и в государственном секторе, а также использование онлайн инструментов для организации работы проектных команд, существует ряд ограничений. К их числу относится недостаточное применение технологических решений в управлении проектами, недостаточная квалификация сотрудников, частая сосредоточенность команд на процессе, а не на достижении результата и другие. 

Другим подходом может быть применение нестандартных решений, реализуемых в формате лучших практик социально-экономического развития регионов. Так, например, Департаментом инфраструктуры и проектов Великобритании при реализации масштабных проектов в системе государственного управления идентифицируется необходимость применения лучших практик, включающих результаты экспертиз, наборы протоколов действий, страхование рисков и другие позиции. 

В настоящее время в Российской Федерации создан ряд цифровых ресурсов, консолидирующих информацию о практиках, принимаемых как на уровне страны, так и зарубежных управленческих решениях. Данный подход, в том числе, используют федеральные органы власти страны в реализации своих полномочий. Так, например, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации сформирован портал с лучшими практиками развития малых форм хозяйствования, а Министерством финансов Российской Федерации периодически выпускаются сборники лучших муниципальных практик управления государственными финансами. 

Наиболее развитым инструментом, консолидирующим успешные практики устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, является платформа «Смартека», создаваемая Агентством стратегических инициатив. В настоящий момент на данной платформе размещено более 180 практик социально-экономического развития и их количество постоянно увеличивается за счет проведения профессиональных конкурсов и отборов практик. Кроме того, на «Смартеке» описаны более 110 решений регионов по преодолению социально-экономических последствий пандемии COVID-19. Стратегией развития платформы, разрабатываемой в рамках деятельности рабочей группы Агентства стратегических инициатив «Смартсовет», предусмотрено создание единой площадки отбора и тиражирования управленческих решений, доказавших свою эффективность и имеющих измеримые результаты.

Следует отметить, что большинство действующих на сегодняшний день ресурсов, объединяющих информацию об успешных управленческих практиках и решениях, ограничены их кратким описанием, недостаточным для их масштабирования. Решение задачи тиражирования успешных практик в регионы сталкивается с дефицитом кадров, способных обеспечивать сложный процесс внедрения новых управленческих практик и решений с учетом имеющейся региональной специфики. Реализация данного подхода требует особого сочетания управленческих и экспертных компетенций.

Целостность жизненного цикла практик, способного обеспечить устранение межрегиональной дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов, может быть достигнута посредством формирования системы воспроизводства (тиражирования) и масштабирования лучших практик и платформенных решений, ориентированной на:

  • проактивный поиск (с учетом существующих вызовов и проблем) и отбор успешных практик и новых управленческих решений социально-экономического развития регионов;
  • формирование портфелей успешных практик и новых решений для пилотного внедрения, оцененных с точки зрения оказываемых социально-экономических эффектов и рисков внедрения;
  • организацию взаимодействия с региональными и федеральными органами власти, институтами развития, бизнесом и общественными организациями для обеспечения быстрого трансфера успешных практик в социально-экономическую повестку регионов;
  • формирование партнерских сетей поддержки тиражирования успешных практик;
  • адаптацию практик для масштабирования, формирование платформенных решений и стандартов регионального управления на основе лучших практик.

Тиражирование успешных, ранее апробированных практик, позволит достигнуть быстрых результатов и сокращения издержек в регионах, что крайне актуально в условиях преодоления последствий пандемии COVID-19. Обязательными условиями при этом должны быть:

  • взвешенность оказываемых социально-экономических эффектов и рисков внедрения практик;
  • потенциал привлечения частного капитала и ресурсов институтов развития;
  • сочетание новых организационных решений и инновационных технологий в управлении;
  • потенциал масштабирования и запуска системных проектов социально-экономического развития регионов.